Организация обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи
Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Обучение дошкольников математике часто связывается только с усвоением счета, решением задач и примеров, написанием цифр. Обучая математике, необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок с желанием и сам находил способы решения задач. Родителей часто волнует вопрос: когда начинать обучение математике, чему и как учить? Основы математического развития детей закладываются в младшем дошкольном возрасте.
Ранний возраст - это период первоначального выделения разнообразных свойств и предметов: цвета, величины, формы. К двум годам ребенка начинает привлекать количественная сторона предметов окружающей действительности. Когда перед малышом ставят коробку с игрушками - это вызывает у него положительные эмоции, он радуется, что игрушек много, и начинает действовать с ними (играть). На данном этапе ребенок должен использовать в своей речи математические понятия - много, один, ни одного.
Играем. Ребенок вытаскивает игрушки из коробки, затем снова складывает их в коробку, при этом сопровождает свои действия словами - вот, вот, еще, еще... Иногда называет слова- числительные - пять, два... Но ребенок называет их механически, не понимая смысла этих слов. Не торопитесь учить детей считать.Дети должны понимать, что много игрушек получается, если несколько раз сложить в коробку по одной игрушке. А можно из группы игрушек выделить (взять) один предмет.
К двум годам дети обращают внимание на величину предмета. При этом они выделяют очень большие или маленькие предметы. В этом возрасте следует обратить внимание детей на то, что предметы различны по величине, научить выделять этот признак предмета. Основным условием знакомства детей с величиной является сравнение. Величину предмета можно определить только в сравнении с величиной другого предмета. Причем величина этих предметов должна быть контрастна (резко отличаться).
Играем.Предложите ребенку показать куклу большую и маленькую, большую куклу посадить на большой стул, а маленькую на маленький, найти елочку высокую и низкую, пройти по длинной дорожке и по короткой.Дети с удовольствием действуют с народными игрушками- вкладышами (матрешки, кубы), пирамидками, в конструкции которых заложен принцип учета величины.Необходимо обратить внимание детей на этот принцип: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой кубик - маленький; чтобы сделать пирамидку, надо вначале надеть на палочку большое колесо, затем поменьше и самое маленькое. Важно, чтобы дети выделили величину предмета и за вами повторяли обозначение этого признака словом.
В три года у ребенка появляется интерес к сравнению групп предметов по количеству. Они раскладывают ложек столько, сколько тарелок, около каждой тарелки - одну ложку, кубиков столько, сколько машинок, на каждую машинку - один кубик.
СОВЕТУЮ:
Ближе к четырем годам начинаем знакомить детей с геометрическими фигурами. Вам следует научить ребенка различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, шар, куб). С какой геометрической фигурой первоначально знакомить детей — не имеет значения. Правильно покажите геометрическую фигуру (всю поверхность, ограниченную сторонами) и назовите ее. Например, покажите квадрат. У квадрата есть стороны — много сторон (показать стороны), есть углы - много углов (показать угол, образованный двумя сторонами). Предложите ребенку найти на подносе среди множества предметов квадрат, показать ладошкой поверхность квадрата, провести пальчиком по сторонам, показать углы и вместе с вами назвать данную фигуру.Таким образом, последовательно покажите и назовите все геометрические фигуры.Очень важно в этом возрасте научить детей обследовательским действиям.
ИГРАЕМ. С целью развития обследовательских действий хорошо использовать игру «Чудесный мешочек». Покажите и назовите геометрические фигуры, которые кладете в мешочек, вначале 2~3 фигуры, затем 3-5. Предложите ребенку опустить руку в мешочек и, не подглядывая, на ощупь определить, какую геометрическую фигуру он взял, и назвать ее. Более сложный вариант, когда дети, не подглядывая в мешочек, на ощупь отыскивают фигуру, названную взрослым.Для закрепления знаний о геометрических фигурах (различать и называть) можете поиграть с детьми в игры: «Найди свое место» (отыскать место, где находится такая же геометрическая фигура, как у него), «Чего не стало» (дети закрывают глаза, взрослый убирает одну фигуру из ряда фигур, открыв глаза, ребенок должен назвать фигуру, которую убрал взрослый).
В младшем дошкольном возрасте дети начинают практически осваивать размеренность предметов в пространстве, и этому способствует активное передвижение ребенка в пространстве.Все пространственные направления ребенок связывает со своим собственным телом (вверху там, где голова, сзади;- где спина, впереди; -куда смотрят глазки и т.д.).Основная задача в этом возрасте — освоение схемы собственного тела: знание различных частей тела и связанных с ними пространственных направлений.
ИГРАЕМ. Для этого можете провести с ребенком игры: «Купание куклы», «Одевание куклы» (различение и называние частей тела, особенно симметричных - левого и правого). Этот опыт накапливается в тех условиях, где ребенку приходится выполнять действия, специфичные только для правой руки: во время еды (возьми ложку в правую руку), рисования (возьми карандаш в правую руку, проведи линию слева - направо, нарисуй солнышко вверху и т. д.).
У детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) появляется интерес к счету. Гуляя на улице, они считают дома, машины, деревья. Дома они считают игрушки, посуду, книги и др. В этом возрасте можно переходить к обучению детей счету. Учить детей счету надо на конкретных предметах.Объясните и покажите ребенку, для чего мы считаем, поставьте его в такую ситуацию, чтобы возникла потребность в счете.
ИГРАЕМ. Например, надо поставить на стол тарелок столько, сколько членов семьи будут кушать. Для этого надо посчитать, сколько человек будут кушать, а затем отсчитать и поставить столько же тарелок.
На начальных этапах, обучая детей счету, следует обратить внимание — название числительных соотносить с конкретным предметом, дотрагиваясь до него пальцем; название предмета произносить только с последним числительным; называя последнее числительное, показать круговым жестом всю группу пересчитываемых предметов, тем самым относя последнее числительное ко всей группе предметов (одна, две, три куклы, всего три куклы).Вначале научите считать до трех, затем до пяти и т.д. Для закрепления навыков счета используйте разнообразные игровые упражнения, наблюдения, поручения.
В этом возрасте дети должны различать количественный и порядковый счет.
СОВЕТУЮ.
К пяти годам, когда дети научатся считать и осознанно пользоваться словами-числительными
СОВЕТУЮ.
В этом возрасте дети должны уметь сравнивать группы предметов по количеству (например, пять цветов и шесть бабочек), определять, что больше, меньше и как можно установить равенство между этими группами (к пяти цветам добавить один цветок, будет поровну по шесть, а можно от шести бабочек отнять одну бабочку и тогда будет поровну по пять).
СОВЕТУЮ.
Детей данного возраста мы продолжаем знакомить с величиной предмета.
СОВЕТУЮ.
В этом возрасте расширяются знания детей о геометрических фигурах. Наряду с плоскостными фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб), дети знакомятся с объемными (шар, куб, цилиндр). В процессе игр и действий с геометрическими фигурами научите детей различать и называть геометрические фигуры.
СОВЕТУЮ:
С детьми пятого года жизни продолжается работа по ориентировке в пространстве. Упражняйте детей в различении левой и правой руки (правой рукой взмахни вверх, левой - подтолкни мяч, возьми флажок в правую руку и т.д.).
СОВЕТУЮ:
В старшем дошкольном возрасте (5~7 лет) продолжается обучение счету, но усложняются задания и повышаются требования к их выполнению. От детей требуется не просто выполнить задание, но и объяснить, как выполнил и почему именно так выполнил.Давайте вместе с вами разберем требования, которые предъявляются к обучению старших дошкольников
СОВЕТУЮ:
Сайт воспитателя Уткиной Ольги Юрьевны
МБДОУ "Детский сад № 27" г. Вышний Волочек, Тверская обл.
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.